МОСКОВСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА "ШУРАВИ".

“Сегодня у Вас в гостях Московская творческая группа “Шурави”, - такими или очень похожими словами начинало свои выступления сообщество “афганцев” - москвичей, авторов и исполнителей песен, поэтов и музыкантов, по многим городам и весям бывшего СССР.

Что же скрывалось за этим названием “Шурави”? Откуда оно взялось?

История появления Московской творческой группы “Шурави” неразрывно связана с “афганским” или военно-патриотическим движением в стране в целом. Чтобы направить энергию и восприятие окружающей действительности, готовность к действию и прочие качества молодых, подготовленных и прошедших через войну людей, тогдашнее правительство решило объединить наиболее активных из них под своим “чутким” контролем. Первый пробный шаг был сделан в 1986 году, когда в г. Минске в международном туристическом центре “Юность” собрали около тысячи “афганцев” под эгидой КГБ. Попытка символически разбить их на “заставы” и “отряды” по образцу погранвойск и провести что-то наподобие военизированной выездной учёбы комсомольского актива успехом не увенчалась, так как из бывших десантников и пехоты образовать “погранзаставу” невозможно в принципе.

Но, тем не менее, свои плоды эта встреча принесла, не столько для государства, сколько для самих участников встречи. Собравшись вместе, вчерашние солдаты, не вполне вписывающиеся в окружающую мирную жизнь, поняли, что они не одиноки, что их много, что взгляды на большинство вопросов у них одинаковы. Несомненно, что легче жить, когда знаешь, что в других городах живут такие же парни, решают такие же проблемы. Завязались личные знакомства и связи, и это, наверное, главный итог той встречи. Она прошла тихо и не афишировалась ни в средствах массовой информации, ни, даже, в самом городе-герое Минске, так как гостиница “Юность” располагается за городом, в лесу на берегу “Минского моря”.

Видимо, оставлять без своей опеки бывших воинов государство не собиралось, и не от большой любви к ним, а потому, что они были “силой”, причём не государственной, а неорганизованной, стихийной, как ветер. Использовав их один раз в Афганистане, государство решило попользовать их и далее в своих интересах. Ответственные государственные люди учли просчёты, допущенные в организации сбора в г. Минске, и в 1987 году в Ашхабаде, на этот раз под эгидой ЦК ВЛКСМ, был проведён большой сбор “афганцев”. Их собралось несколько тысяч со всей территории СССР.

В свободное от обсуждений своих проблем время часто устраивались импровизированные концерты, на которых парни пели песни "о своём": о погибших и искалеченных друзьях, о боях, о тех проблемах, которые возникали при адаптации к мирной жизни, казавшейся насквозь лживой и фальшивой. Понятно, что песен об этом не писали ни Сергей Михалков, ни Серафим Туликов, ни прочие мэтры. Песни писали сами ребята. Порой “корявенькие”, порой профессиональные, но почти всегда искренние, живые песни о насущных проблемах и о вечном – о войне и любви, о боевой дружбе и измене. Пели свои песни и песни полюбившиеся, услышанные где-то у друзей, не зная, кто автор. Позже стали известны фамилии авторов многих песен необъявленной войны - Кирсанов, Морозов, Верстаков... Играющие на гитаре и поющие песни ребята были желанными гостями в любой палатке. Было стихийно организовано несколько концертов, прошедших “на-ура!”.

Группа ШУРАВИ. Александр Карпенко, Валерий Бурков, Игорь Тишкин, Сергей Кузнецов, Владимир Иванов, Сергей Миронов, Игорь Медведев.

Следующий всесоюзный сбор был проведён в г. Новороссийске в 1988 году. Там поющие “афганцы” организовались в своеобразную Агитбригаду, давшую несколько концертов в близлежащих городах. Оказалось, что “афганская” тема близка и интересна так же и не воевавшим простым людям, широкой публике. Большинство из “поющей братии” составили москвичи. Это были москвичи: Сергей Миронов, Валерий Бурков, Сергей Кузнецов, Игорь Медведев, Владимир Иванов, гитарист Игорь Тишкин, поэт Саша Карпенко и ярославец Валерий Петряев. Чуть позже в состав группы органично влились Алексей Кружалин и поэт Сергей Сахаров. Название “Шурави” появилось стихийно и очень удачно. В переводе на русский это означает “Советские”. Так афганцы называли всех советских солдат, находящихся на афганской земле, и вряд ли можно было найти сложившемуся коллективу более удачное название.

Именно с 1988 года, с Новороссийского Всесоюзного сбора “воинов-интернационалистов”, как официально именовались тогда ветераны афганской войны, и начинается непосредственно история существования Московской творческой группы “Шурави”. История “Шурави” неразрывно связана с историей существования Московского Перовского клуба “Долг”, председателем которого в течение четырнадцати лет был бывший пехотинец - пулемётчик Виктор Антохин.

С начала своего существования группа “Шурави” не имела постоянного состава, и в этом она уникальна. Кто-то вступал в группу, кто-то уходил, - постоянным оставался костяк: Миронов, Кузнецов, Медведев, Кружалин, Иванов, Карпенко, Сахаров, Тишкин, Бурков. В составе “Шурави” участвовали в концертах Виктор Верстаков и Игорь Морозов, Валерий Ковалёв и Дмитрий Ерёмин, Александр Минаев и Михаил Михайлов, Александр Мордовин, Валерий Петряев и многие другие.

География выступлений “Шурави” - практически вся территория бывшего Союза ССР. От Гродно до Якутска и от Инты до Кушки. “Шурави” участвовали в ликвидации последствий землетрясения в Армении (Медведев, Кузнецов, Сахаров, Иванов), “Шурави” пели на позициях в Афганистане во время вывода войск в 1989 году. Выступлениям “Шурави” аплодировали трудовой коллектив “Камаза”, команда сухогруза “Московский комсомолец”, шахтёры Инты, студенты Якутского государственного университета и депутаты в Колонном зале Дома Союзов. “Шурави” выступали в воинских частях, в госпиталях, в городах и в колхозах, в школах.

Несмотря на объявленную гласность, часто перед выступлением к ребятам подходили ответственные работники для “прослушивания” текстов. Ребята послушно отрабатывали номер, человек успокоенный уходил, а вечером на концерте “гремели” другие “непричёсанные цензурой” песни и стихи, рассказывающие правду о необъявленной афганской войне. Сами участники группы часто говорили, что “Шурави” - это образ жизни. О “Шурави” писали газеты, иногда их показывало телевидение, но борьба за популярность никогда не была самоцелью группы.

Шло время – многое менялось. Проводились всевозможные “фестивали солдатской песни”. Появлялись всё новые и новые авторы-исполнители. Менялась страна. Менялись люди. Многие из участников группы “Шурави” пошли своим индивидуальным творческим путём, выпустили сольные альбомы и диски. Многие отошли от творчества. Многие практически перестали выступать на публике. Ушли из жизни Сергей Миронов и Сергей Сахаров. Но от “Шурави” остались песни, стихи, добрые воспоминания людей и образ жизни.

Последний “живой” концерт Московской творческой группой “Шурави” был дан в г. Снежногорске в феврале 2002 года в составе: Алексей Кружалин, Сергей Сахаров и Владимир Иванов.

Вечер памяти С. Миронова вновь собрал участников группы на одной сцене. Проходил вечер 11 октября 2003 совместно с “Перовским Клубом “Долг”, ведущим вечера был С. Сахаров. Это был день его рождения, и это было его последнее выступление – 24 февраля 2004 года его жизнь трагически оборвалась…

 

Hosted by uCoz